“Мы выбрали трудный маршрут для полёта, и это получилось из-за выхода на стартовый полигон, у которого очень строгие требования”, — сказал Маркусик. “Поэтому наша конструкция была тщательно проверена, так как у нас много требований, которые предъявляются к дальности полёта, и это делает ракету, в конечном счёте, более надежной”.
“Я думаю, что для нас очень разумно ожидать полного успеха при первом запуске”, — добавил Маркусик.
Ракета-носитель Firefly Alpha высотой в 95 футов (29 метров) рассчитана на запуск до 1000 килограммов полезной нагрузки на низкую околоземную орбиту — по цене $15 млн за запуск.
Компания Firefly, базирующаяся в Техасе, существует с 2014 г., но в 2016 г. она потерпела неудачу в разработке ракеты Alpha — тогда инвестор отказался от неё. Компания распустила персонал, ссылаясь на финансовые трудности, пока украинский инвестор Макс Поляков не помог реструктуризировать Firefly в 2017 году через свою фирму Noosphere Ventures, фактически возобновив деятельность компании. На сегодняшний день Поляков инвестировал в компанию Firefly через Noosphere Ventures более $160 млн.
“Нам очень повезло, что у нас есть инвестор, который может финансировать Firefly столько, сколько нам понадобится”, — сказал Маркуcик. — “Он втянут в это надолго.”
Это финансирование было направлено на создание сети производственных и испытательных центров в Техасе, а также на опытно-конструкторскую работу, направленную на первый запуск Alpha. В настоящее время в компании работает около 350 человек — Маркусик отметил, что, несмотря на несколько положительных случаев коронавируса несколько месяцев назад, сотрудникам компании Firefly удалось избежать сбоев в работе, приняв ранние меры безопасности и работая в две ежедневные смены.
“У нас никогда не было внутренней передачи COVID-19 внутри компании”, — сказал Маркуcик.
Приближение к первому запуску
До первого запуска Аlpha осталось всего несколько тестов. Компания Firefly провела финальные испытания двигателя ракеты на первой ступени две недели назад, а затем — испытания двигателя второй ступени. Вскоре компания Firefly проведёт “активацию стартовой площадки”, — сказал Маркусик, по сути подтвердив, что наземные системы готовы к запуску.
После “wet dress rehearsal” — когда ракета окажется на стартовой площадке и заправится — “следующим большим шагом станет статический прожиг всей ракеты на стартовой площадке”, — сообщил Маркусик.
“В течение дня после этого мы отправимся [на запуск]”, — добавил он.
Но он также признал трудности, с которыми столкнулись первые запуски ракет — многие из них с первой попытки не выдерживают выхода на орбиту. Даже с его уверенностью, он отметил, что первый запуск может не увенчаться успехом.
“Мы установили пятимесячный буфер между первым и вторым запуском, это позволит нам настроить и исправить любые проблемы, которые мы можем обнаружить во время первого полёта”, — сказал Маркусик.
Хотя Alpha и будет нести различную полезную нагрузку, Маркусик отметил, что “это не миссия по зарабатыванию денег” для Firefly. Он ожидает, что второй и третий запуски будут аналогичным образом снижены в стоимости для любых клиентов с полезной нагрузкой на борту из-за дополнительного риска запуска с ещё непроверенной ракетой.
Firefly ожидает, что в 2021 г. запуск будет произведён не менее трёх раз, а возможно и четыре раза, “если всё пойдёт отлично при первом запуске”, сказал Маркусик.
Каким Firefly видит рынок запусков
Маркуcик работает в космической промышленности более 20 лет, работая в ВВС США, NASA, SpaceX, Blue Origin, а затем Virgin Galactic. Он особо отметил свою работу в качестве директора испытательного центра SpaceX в Техасе, где он помогал компании Илона Маска в разработке ракеты Falcon 1. В то время как SpaceX закончила разработку Falcon 1, чтобы сосредоточиться на гораздо более крупной ракете Falcon 9, компания планировала модернизировать первую ракету Falcon 1 — ракетой, которая имеет ряд сходств по размерам и возможностям с Alpha.
“Когда я был в SpaceX и видел запуски Falcon 1 — это было огромное волнение. На самом деле, некоторые спутниковые платформы были разработаны благодаря наличию этой стартовой площадки. Тогда миру нужна была Falcon 1. И это было десять лет назад, так что он нуждается в ней ещё больше сейчас”. — сказал Маркусик.
В последнее десятилетие наблюдается экспоненциальный рост числа запусков спутников в космос каждый год, и компания Firefly ожидает, что эта тенденция будет продолжаться как со стороны правительства, так и со стороны частных организаций. Но Маркусик считает, что SpaceX Илона Маска и Blue Origin Джеффа Безоса, с ракетами, которые несут на орбиту десятки тысяч килограммов, “смогут заполнить этот экспоненциальный рост”. Остальная часть рынка — это спутники, которые имеют “точный пункт назначения и точное время”, в достижении орбиты, — сказал Маркусик, — где Firefly планирует сосредоточиться.
Рынок целевых спутников Firefly разделяют несколько других молодых ракетных компаний. Несмотря на то, что возможности и цена каждой ракеты разнятся, рынок запусков от 100 до 1000 килограммов представлен в том числе в виде признанного конкурента — Rocket Lab, компании, которая совершала запуски более десятка раз — и несколько других производителей ракет, нацелившихся на космос в следующем году, таких как Astra, Virgin Orbit Ричарда Брэнсона и Relativity Space.
Хотя позже он добавил оговорку, что его мнение предвзято, Маркусик заявил, что “никто компетентно” не захватывает рынок малых запусков. В то время как некоторые руководители космической отрасли думают, что две или три небольшие компании по производству пусков могут сосуществовать и конкурировать за заказчиков, Маркусик считает, что есть место только для одной компании.
Alpha будет единственной ракетой-носителем малого класса, так как я думаю, что мы намного опережаем всех, кроме Rocket Lab”, — сказал Маркусик. — “Alpha имеет лучшие показатели полезной нагрузки среди всех ракет малого класса, и она расширяема, так как мы можем легко подкрутить её настройки, чтобы поднять их до 1300 килограммов… Я думаю, что мы привлечем весь бизнес по малым запускам, и это будет просто шоком для всех остальных”.
После первого запуска Alpha компания Firefly начнёт расширять своё производство, в том числе за счёт строительства производственных и пусковых площадок во Флориде.
В дополнение к Alpha Firefly планирует начать разработку в 2021 г. ещё более мощной ракеты под названием Beta. Планируется, что эта ракета поднимет от 7500 до 10 000 килограммов — это всё еще менее половины грузоподъемности ракеты Falcon 9 компании SpaceX, но она нацелена на середину рынка с ценой $35 млн за запуск. Как заявил Маркусик, Beta спроектирована так, чтобы “иметь синергию с Alpha”, — у них есть общие моменты в производстве и различных системах.
Создание космической транспортной компании
Сейчас компания Firefly сосредоточена на том, чтобы выйти на орбиту, но Маркусик сказал, что её видение “заключается в том, чтобы быть космической компанией, занимающейся перевозкой грузов end-to-end”. Компания ставит перед собой цель достичь прибыли в 2022 году — с планами на несколько типов космических аппаратов.
“Firefly — это не только ракеты-носители, это и космические операции”, — сказал Маркусик. — “Наличие ракет-носителей даёт ключи от космоса”.
Поляков, финансист компании, хочет создать портфель возможностей для роста космонавтики. Помимо ракет Alpha и Beta, компания Firefly работает над созданием орбитального транспортного средства (OTV) — также известном как космический буксир, для доставки спутников с ракеты на определённую орбиту — и лунного посадочного модуля под названием Genesis. OTV будет отправлен во время первого запуска Alpha. Firefly также предлагает лунный посадочный модуль для получения контракта NASA в рамках программы Commercial Lunar Payload Services.
“У нас есть отличное и уникальное предложение в виде нашего Genesis, поскольку это единственный аппарат, который унаследовал дух борьбы — с тех пор, как мы получили лицензию от Israel Aerospace Industries”, — сказал Маркуcик. — “Мы действительно настроены на это, и я думаю, что мы получим награду в ноябре”.