Москва. Центральный информационный пункт. До пуска ракеты "Союз" считанные секунды. Байконур. Пункт управления. Звучат предстартовые команды.
Казахская степь. Построение расчета. Их задача очистить, так называемые "поля падения" от фрагментов ракеты после старта.
Весь мир смотрит трансляцию успешного запуска новой ракеты "Союз-2.1.а", которая в эти дни стартовала с Байконура. Но мало кто знает, что за этим успехом работа сотен специалистов. Флагману российской космонавтики — Центру эксплуатации объектов наземной космической инфраструктуры, или сокращенно — ЦЭНКИ — 20 лет!
Справка:
Центр эксплуатации объектов наземной космической инфраструктуры
(ФГУП «ЦЭНКИ»):
- Головное предприятие Роскосмоса, образовано в ноябре 1994 года;
- Направления деятельности Центра;
- доставка космических кораблей и аппаратов на космодром;
- подготовка к запуску и старт;
- телеметрия и связь;
- выбор трасс для запусков и вывод на орбиту;
- эксплуатация полей падения отделяющихся частей;
- экологическая безопасность;
- телетрансляция космических запусков.
Бункер. 50 метров от стартовой площадки. Посторонних сюда не пускают. За 25 минут до запуска расчет занимает свои места. Именно отсюда дается главная космическая команда — "ключ на старт".
"Ключ на старт", эта операция выполняется при наборе стартовой готовности, осуществляется она, когда все системы стартового комплекса готовы к пуску",- поясняет ведущий инженер по системе управления ракетой-носителем Владимир Галько.
Владимир по образованию электронщик, учился в МАИ. На Байконуре проходил практику, а потом приехал работать. Тогда и не думал, что вскоре попадет в группу, которая отвечает за пуск. Команды на старт давал десятки раз, но признается, что тревога, не покидает. Слишком большая ответственность.
"Когда я первый раз выполнял, думал сердце из груди вырвется. Много адреналина, потом это ощущение сгладилось, но все равно, впечатления острые. Есть в этом серьезность, грандиозность, чувствуешь, что занимаешься на передовом рубеже. И доверяют серьезную аппаратуру", — говорит Галько.
Сегодня современные системы управления – это электроника. Фраза "ключ на старт" больше дань традиции. Когда отправить ракету в космос без ключа было невозможно. Почти как у машины: чтобы начать движение, надо включить зажигание.
Прежде чем ракета устремится ввысь, на земле она проходит длительный этап подготовки. На космодром ее привозят в разобранном виде. И только после тщательных проверок начинается сборка конструкции в единое целое.
"Собирается пакет, проводятся испытания. После этого ракета готова к вывозу на стартовый комплекс", — уточняет заместитель начальника управления подготовки и пуска ракеты-носителя "Союз" Игорь Самейко.
Но даже после установки на стартовый стол, ракета отправляется в космос не сразу. По-прежнему, испытания и генеральная репетиция старта.
"Слышите, сейчас дует, это термостатирование теплым воздухом, после того, когда все собрали, идет процесс автономного испытания, систем. Проверяется каждая в отдельности, потом идут генеральные испытания. В этот момент имитируется полет ракеты-носителя, набор программ, 540 минут полета, только ракета стоит на месте, вместо нее работают имитаторы", — рассказывает Самейко.
В Роскосмосе, в Центральном информационном пункте, куда стекается вся информация, за стартом следят не по красивой картинке, которую привык видеть зритель, а по схемам – так называемой телеметрии. Запуск прошел успешно. Однако ракетчики поздравлять друг друга не спешат. Ждать еще 540 секунд. Пока не отделятся все ступени, и ракета не выведет на орбиту космический корабль или аппарат. Сегодня это грузовик "Прогресс".
"Впервые сегодня был проведен запуск грузового космического корабля на ракете-носителе "Союз 2.1.А", проведены были большие подготовительные работы, очень сильная большая организация, на сегодняшний день сегодня очень важный и удачный пуск", — говорит заместитель начальника оперативного управления ФГУП "ЦЭНКИ" Юрий Чичкало.
Корабль "Прогресс" вышел на заданную орбиту. Но работа Центра на этом не окончена. Группы уже выехали в предполагаемые места падения отделяющихся фрагментов ракеты.
Здесь, в казахских степях, эти специалисты уже несколько суток. Приехали заранее. Задача расчета — буквально прочесать предполагаемые районы падения, сообщить местным, а это охотники, рыбаки, и пастухи, о запуске. А перед стартом эвакуировать.
Вот они — районы падения отработанных ступеней ракеты "Союз". Сначала в дело вступают экологи: осмотр фрагментов, пробы грунта. Ракета "Союз" — экологически чистая, топливо — кислород-керосин. Эти части для окружающей среды не опасны. Однако, экологи в группе обязательны, таковы правила.
Фрагменты двигательных установок, топливные баки, из-за внешнего сходства здесь все называют "морковками". После тщательного осмотра, эти "морковки" распиливают и вывозят. На уборку территории дается не более трех дней.
Орбита земли. Шесть часов после запуска. Транспортный корабль "Прогресс" приближается к Международной космической станции. Теперь, можно сказать, работа специалистов ЦЭНКИ завершена. Впереди другие старты. В том числе, и с нового российского космодрома "Восточный".
"Космодром "Восточный" — это грандиозная стройка, которые не велись в таком масштабе с советских времен. И здесь Центру эксплуатации объектов наземной космической инфраструктуры отводится ключевое значение", — утверждает руководитель Федерального космического агентства Олег Остапенко.