Этот подход сочетал в себе худшее из местнической политики, которая управляет финансированием НАСА в Соединенных Штатах, с вялой деятельностью традиционной аэрокосмической компании, привыкшей к гарантированным контрактам. Естественно, поэтому разработка проекта затянулась и превысила бюджет. На момент написания этой статьи публичной датой дебютного запуска Ariane 6 остается «конец 2023 года», но первый полет ракеты, безусловно, переместится на 2024 год. А бюджет на ее разработку почти удвоился, до 4,4 миллиарда долларов.
Так много времени и денег для Европы, чтобы разработать, по сути, более бедную версию ракеты Falcon 9 SpaceX. За девять лет, прошедших с тех пор, как Европа начала разработку Ariane 6 для конкуренции со SpaceX, ракета Falcon 9 почти удвоила свою грузоподъемность и стала частично многоразовой, поэтому теперь она стала более функциональной и стоит гораздо меньше. Он также запускал более 215 раз, что почти столько же, сколько было запущено в рамках программы Ariane с 1979 года. Благодаря этому Falcon 9 теперь чрезвычайно надежен и способен запускаться по расписанию.
Так почему же Европа разрабатывает ракету, которая стоит больше, чем Falcon 9, и опоздала на вечеринку на десятилетие? Потому что европейские страны желают иметь независимый доступ в космос. Это означает, что европейские страны могут по-своему запускать в космос свои самые ценные военные и научные спутники, не полагаясь на НАСА, Россию или капризы американских миллиардеров. Это оправданное решение в свете геополитических событий, которые отрезали Европу от доступа к российской ракете “Союз”.
Но ракета «Ariane-6» сейчас не справляется даже с этой своей самой основной и важной задачей. Politico сообщает, что Европейская комиссия (исполнительный орган Европейского союза) ищет возможность купить полеты на ракете Falcon 9 из-за продолжающихся задержек с готовностью ракеты Ariane 6.
В проекте запроса к Европейскому союзу, сообщает издание, Европейская комиссия планирует запросить зеленый свет для переговоров с Соединенными Штатами о «специальном соглашении о безопасности» для их ракетных компаний, чтобы «в исключительных случаях запускать спутники Galileo». Galileo — это созвездие европейских спутников, которые предоставляют Европе глобальные навигационные услуги, аналогичные американской системе глобального позиционирования или GPS. Это достаточно крупные спутники, массой около 700 кг, находящиеся на средней околоземной орбите.
Ранее Европейская комиссия заказала шесть запусков ракеты Ariane 6 для запуска спутников Galileo (два в 2017 году и еще четыре в 2020 году) каждый с двумя спутниками. Согласно текущему плану, три из этих миссий должны быть запущены в 2023 году. Этого, конечно, нет. Первый из этих полетов Galileo состоится только после дебютного полета Ariane 6, поэтому, вероятно, не раньше второй половины 2024 года.
Судя по всему, Европейская комиссия насмотрелась на задержки с запуском Ariane 6. Две американские ракеты, способные восполнить пробел с технической точки зрения, — это Falcon 9 компании SpaceX и ракета Vulcan компании United Launch Alliance. Проблема для Европы заключается в том, что Vulcan также сильно отстает от своей кривой развития. Первый запуск теперь запланирован не ранее этого лета, и у Vulcan есть обязательства перед Министерством обороны США, которые, вероятно, не позволят привлечь новых коммерческих клиентов в течение нескольких лет.
Остается только le Falcon Neuf – Falcon 9
ЕС обращается к Илону Маску, чтобы заменить “заглохшую” французскую ракету
Обращение к США за помощью в поддержании своей флагманской космической программы наносит удар по идее ЕС о стратегической автономии. Galileo является предметом гордости для ЕС, поскольку он стремится стать менее зависимым от других регионов в отношении критически важной инфраструктуры, услуг и технологий — стремление, активно поддерживаемое Парижем.
Спутники Galileo передают на Землю высокоточные навигационные данные и данные точного времени, а также предоставляют сверхсекретные зашифрованные услуги для использования государственными учреждениями. Это означает, что запуски обычно могут осуществляться только с территории ЕС при соблюдении строгих правил безопасности.
«Ввиду конфиденциальной информации… включенной в спутники Galileo, необходимо специальное юридически обязывающее соглашение о безопасности с США, чтобы защитить целостность спутников и созвездия Galileo».
Ariane 6 создали, чтобы конкурировать с ракетой SpaceX Falcon 9. Теперь, десятилетие спустя, официальным лицам с континента придется вести переговоры со SpaceX о доставке в космос некоторых из их самых ценных спутников, не говоря уже о том, что стоимость, вероятно, будет ниже, а Falcon 9 — самый надежный носитель в мире, с самыми низкими затратами на страхование.
Это горькая пилюля, которую нужно проглотить.